Козловые, мостовые и кабельные краны принадлежат к кранам пролетного типа. По сравнению со стреловыми кранами они имеют постоянную грузоподъемность по всей площади обслуживаемой зоны, большую устойчивость, меньшую массу, но менее маневренны и сложнее в монтаже.
Козловые краны. Их широко используют для механизации погрузочно-разгрузочных работ иа складах и полигонах заводов строительных изделий, на площадках укрупнительной сборки, монтаже строительных конструкций и технологического оборудования, при строительстве главных корпусов тепловых и атомных электростанций, укладке бетона в плотину гидростанций. монтаже оборудования доменных и цементных обжиговых печей и другого тяжелого промышленного оборудования.
Кодовые краны разделяют на монтажные и общего назначения. Краны общего назначения имеют грузоподъемность хо 5 т, монтажные — до 500 т Размеры пролета и высоты подьема груза устанавливают в завиеимости от технологического назначения. Взять бетононасос в аренду часто экономически выгодно.
Основной конструкцией козлового крана является мост с двумя опорами . По мосту крана перемещается грузовая гележка с грузозахватным устройством. Опоры крана устанавливаются на ходовые тележки, каждая из которых перемешается по двурельсовому пути. Мосты кранов малой ( до 5т) грузоподъемности и изготавляют в виде пространственной трехпоясной фермы и ездовой балки двутаврового профиля, по которой передвигается элегдрогаль. Мосты кранов средней и большой грузоподьемьости выполняются в виде четырехпояснои решетчатой фермы прямоугольного или трапецеидального сечения. Грузовая тележка этих кранов может перемешаться по нижнему или верхнему поясу моста распространены комбинированные конструкции кранов, у которых по верхнему поясу перемещается грузовая тележка основ ног о, а по нижнему — вспомогательного механизма меньшей грузоподъемности. Мосты кранов выполняются с консолями и без них. Длина консолей достигает 25...30 т длины пролета. В этом случае тележка вспомогательного подъема перемещается по всей длине пролетного строения. При больших пролетах одна из опор крана обычно жестко соединяется с мостом, а другая — шарнирно. Шарнирная опора устраняет опасность заклинивания ходовых тележек при температурных изменениях или изменении положения подкрановых путей. При небольших пролетах обе опоры могут быть жесткими. Стационарный бетонный завод монтируется на фундамент и подключается к инженерным сетям.