Козловой кран конструктивно представляет собой горизонтальную балку (мост), по которой движется грузовая тележка, оборудованная подъемным механизмом с захватом для груза. Мост опирается на две вертикальные опоры, жесткую и шарнирную, которые оборудованы тележками, передвигающимися по рельсовому пути.
Опоры могут быть как одно, так и двухстоечными. во втором случае кран более устойчив и такая конструкция применяется чаще всего. Некоторые конструкции кранов оборудуются одной опорой на рельсовом пути, и второй неподвижной стойкой. Такие краны получили название полукозловых.
Возможности перемещения груза по трем осям позволяет одному крану работать на объектах большой площади, ширина которых ограничена размерами моста (пролетом крана), а длина — границами рельсовых путей. Пролеты кранов козлового типа могут иметь довольно значительные размеры — 20 – 100 м (в судостроении — до 200 м). Длина путей выбирается в зависимости от особенностей производственного или строительного участка.